Ставьте like и читайте!

МОИ РОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

10.06.2022, 3ade.lv

МОИ РОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

 

Термин «комплекс неполноценности» был введён психологом Альфредом Адлером в далёком 1907 году. Комплекс неполноценности — это преобладающее и интенсивное личное чувство неполноценности, слабости и незащищённости. Причём эти чувства могут быть результатом реального физического дефекта или проявляться в ситуациях, когда мы чувствуем себя менее умными, чем люди из окружения, имеем не тот цвет кожи, говорим «не на том языке», если у нас иные взгляды, возраст или национальность.


Автор: Алмаза Пирха

Эксперт: сертифицированный клинический психолог, КБТ-терапевт в обучении, магистр психологии, Дмитрий Матуланис

Сертифицированный клинический психолог, КБТ-терапевт в обучении, магистр психологии, Дмитрий Матуланис

 

На самом деле комплекс неполноценности в современном мире может родиться по любой причине. Потому что мы так успешно научились культивировать какие-то характеристики человека, но не самого человека как единицу и венец творения. А ещё предполагаемая неполноценность может быть выдумана из чисто воображаемых недостатков. Как с этим жить?

Наверное, сразу хочется оговориться, что здоровое недовольство собой совсем не значит, что у вас комплекс неполноценности. К этому понятию всё же стоит отнеси более глубокие проявления. С пакетом «комплексов» человек нередко выглядит замкнутым в присутствии других. Или, напротив, ведёт себя нарочито агрессивно, чтобы компенсировать любой предполагаемый недостаток соревновательностью.

Чтобы распознать комплекс неполноценности, нужно обратить внимание на несколько признаков:

• Демонстрируете ли вы признаки низкой самооценки?
• Склонны ли чрезмерно анализировать комплименты и критику?
• Может, вы настойчиво ищете подтверждение и похвалу от других?
• Отстраняетесь ли от семьи, друзей и коллег, особенно в социальных ситуациях?
• Пытаетесь ли заставить других чувствовать себя неуверенно?
• Отказываетесь от участия в соревновательных мероприятиях из-за боязни сравнения с другими?


За ответами мы всё чаще обращаемся к современной психологии. Но объективно современная популярная психология склонна поощрять демонизацию или «трагический взгляд» на наши же комплексы: страдание в жизни неизбежно; отрицательные результаты являются результатом слияния факторов, над которыми человек имеет лишь очень ограниченный контроль; действия другого, как и наши собственные, многомотивированы; нет ничего плохого в боли и страдании; надо знать правду — она никого ещё не убивала; некрасивый — ничего страшного; стыдно — это хорошо...

Д.М.: Термин «комплекс неполноценности» не используется в современной психологии и психотерапии, но он остался в умах людей и используется как некий житейский термин, которым обозначают очень много разных проявлений личности человека и его поведения, которые, в свою очередь, могут быть даже между собой не связаны. Например, на человека с высоким уровнем интроверсии вполне могут навесить ярлык комплекса неполноценности, или женщину, которая сделала себе пластическую операцию, также могут причислить к этой категории.

В современной доказательной психологии и психотерапии используют термин «дисфункциональные глубинные убеждения». Это наиболее близкий психологический конструкт к адлеровскому комплексу неполноценности. Это негативные убеждения и мысли о нас самих, об окружающих людях и мире в целом, которые сформировались ещё в раннем детстве и в течение жизни либо подкреплялись, либо видоизменялись. Чаще всего эти убеждения ошибочные и не соответствуют реальности, но мы в них верим довольно сильно. Эти убеждения крепко вписаны в нашу картину мира и, значит, в нашу нейронную сеть и сильным образом влияют на то, как мы взаимодействуем с внешним миром. Чаще всего они мешают нам быть успешными и наслаждаться жизнью в полной мере, поэтому и называются дисфункциональными — мешающими нормально функционировать.

Вот пример такого дисфункционального убеждения — люди любят меня, только когда я идеальна. Такое убеждение могло сформироваться в семье, где родители были очень требовательны и отвергали ребёнка за проступки или плохо выполненные дела или плохую учёбу. Во взрослом возрасте такой человек может страдать от перфекционизма, синдрома самозванца, депрессии, страха быть отвергнутым, панических атак. Ведь идеальных людей не существует, но механизм негативного убеждения, что надо быть идеальным, исправно работает.

Или же представьте женщину, которая думает, что у неё есть какой-то изъян, дефект, но даже толком и не может до конца понять, что именно не так. Со мной что-то не так, и поэтому другие люди не любят меня — тревожно и неясно может промелькнуть в её голове. Можно представить, что в детстве эта женщина подвергалась примерно такой критике со стороны матери или отца — «выпрями спину, будешь горбатой — никто замуж не возьмёт», «вот ты ляхи отъела, кому ты будешь такая нужна», «оделась как пацан, посмотри на Машеньку, она настоящая принцесса, не то что ты». Такая женщина во взрослой жизни может чрезмерно увлекаться диетами, страдать расстройствами пищевого поведения или делать многочисленные пластические операции и другие косметические процедуры, чтобы компенсировать убеждение о дефективности.



В современном мире «комплекс неполноценности» можно заработать по любому поводу. Какие комплексы сейчас «в тренде»?

Д.М.: В своей практике часто вижу людей, которые хотят соответствовать стандартам, которые ценятся в современном обществе: внешний вид, успешность, популярность, доход... В целом это всё способы удовлетворения важнейших базовых эмоциональных потребностей, таких как потребность в принятии и потребность в надёжных безопасных отношениях с окружающими.


Есть такое мнение, что сейчас быть «не таким», условно с «дефектом» — НОРМА...

Д.М.: И да и нет. Мы живём в эпоху возрастающей толерантности, бодипозитива, и при этом культура отмены нависла над нами как дамоклов меч. Если в обществе меняется понятие нормы, то и люди стараются подстроиться под это новое. Это всё та же эмоциональная потребность в принятии и страх быть отвергнутым. Сейчас активно снимается стигма с психических расстройств и молодёжь это подхватывает, круто быть «не таким», это сулит социальные бонусы и принятие. Большинство из таких подражателей не страдают психическими расстройствами. Но что-то круто, а что-то нет. Вряд ли молодёжь будет себе приписывать психические расстройства, которые не в тренде, ведь это грозит отвержением.

Нам важно чувствовать себя принятыми в обществе, это залог нашего психического здоровья и это абсолютно нормально. Но способы, которые мы применяем, чтобы быть принятыми, могут быть весьма нездоровыми. Например, чтобы достичь принятых в обществе физических параметров, женщина после приёма пищи вызывает у себя рвоту — это весьма нездоровый способ, чтобы быть принятой в обществе. Или, наоборот, выбрав путь бодипозитива, окружает себя приверженцами этого движения и тоже чувствует себя принятой. При этом подвергая себя серьёзному риску ожирения со всеми сопутствующими проблемами.



Физические недостатки... Нет-нет, это не лишний вес, который просто лень сбросить. Это не какие-то особенные черты лица, длина ног или поредение волос... Это скорее серьёзные дефекты, которые могут развиваться по причине генетических поломок, после серьёзных травм и т.д. Вот как себе сказать: «Эй, дружище, возьми себя в руки, ты прекрасен!» Почему люди с реальными проблемами находят в себе силы и радость жить. А с надуманными, несущественными — скатываются в депрессию?

Д.М.: Всё не так однозначно. Очень часто люди с серьёзными физиологическими нарушениями имеют и довольно выраженную психическую травматизацию, связанную с этой проблемой и смежными факторами, и они не выбираются из этого состояния на протяжении всей жизни. Но часть таких людей действительно находят силы и живут куда более полноценной жизнью, чем мы с вами. То же самое можно сказать и про людей с психическими проблемами — кто-то преодолевает себя и учится жить с этим, а кто-то остаётся в дисфункциональном состоянии. По поводу надуманных, несуществующих проблем я был бы осторожен. Если человек скатился в депрессию, то это уже серьёзная проблема, и мы не можем это девальвировать. За любой жалобой стоит какая-то потребность, важно человеческим взглядом уметь разглядеть её и дать понимание.



Зайду издалека... «Не ко всем, кто говорит по-английски, относятся одинаково», примерно так звучат слоганы тренингов на Западе... «Что происходит, когда распознавание акцента проникает в наше сознание и подсознание, и что мы делаем со своими предубеждениями?»... У меня вопрос — когда уже мы начнём воспринимать людей людьми, а не частью какой-то расы, этнической группы, другой цивилизации? Это вообще возможно?

Д.М.: Это важнейший вопрос! Нам, несмотря на новые тенденции в этике и толерантности, безумно не хватает человеческого понимания, принятия и сочувствия. Это парадоксально, всеобщая толерантность и культура отмены уживаются рядом с друг другом в нашем обществе, при этом создавая противоположный эффект. Исследователи отмечают, что такие тенденции лишь увеличивают напряжение и враждебность в обществе. Мы не научились принимать природу человека такой, какая она есть. Мы хотим что-то превознести, а что-то вовсе удалить. Общество всё ещё частично слепо в отношении природы человека и живёт в каких-то иллюзиях о том, что должно быть в человеке, а чего не должно быть.

Чтобы мир стал человечнее, начните с себя. Отнеситесь по-человечески к себе, позвольте себе ошибаться, позвольте себе быть не самыми-самыми, позвольте себе слабость, позвольте себе чувствовать, посочувствуйте себе, если вам плохо, и не в коем случае не ругайте, простите себя за прошлые ошибки, примите свои недостатки, ведь это всё часть вас. Пока вы боретесь с непринятием себя, вы боретесь и со всем миром.

Во всём мире больше людей используют английский, чем когда-либо, и это доминирующий язык в бизнесе, науке и политике. Английский язык постоянно развивается из-за того, что разные народы и группы используют его по-разному. Тем не менее, вместо того, чтобы принять это языковое разнообразие, мы по-прежнему оцениваем определённые типы английского языка выше, чем другие. А это означает, что как носители, так и не носители языка, которые отличаются от того, что считается «стандартом», могут быть осуждены, маргинализированы и даже наказаны за то, что их английские звуки «не такие».

Что делать с комплексами? Бороться с ними или делать лучше себя? Идти на терапию? Аффирмации не помогают... Нужен алгоритм действий....

Д.М.: Всё дело в принятии. Самые большие проблемы нам доставляет борьба с этими комплексами. Мы боремся сами с собой. Часто мы не можем самостоятельно выйти из этой борьбы.

Если вы чувствуете, что из-за этого страдает качество вашей жизни, отношения с близкими, романтические отношения, продуктивность и в целом это негативно влияет на ваше психоэмоциональное состояние, то лучше пойти на терапию. Если вы в целом функционируете и такие проблемы вас касаются лишь изредка, то постарайтесь себя принять целиком и полностью, примите свои недостатки, свои негативные эмоциональные состояния, относитесь к себе с человеческим состраданием, как вы бы относились к другому человеку с такой же проблемой.

Аффирмации имеют сомнительную репутацию и не имеют однозначной научно-обоснованной эффективности. Есть такой термин, как токсичный позитив — это когда человек пытается себя убедить во всём самом хорошем: игнорирую плохое — только хорошее настроение, я самый успешный, я отлично себя чувствую, проблемы делают меня ещё сильнее. Это очень вредное занятие для нашей психики и может вогнать человека в ещё большую яму. Плохое присутствует в нашей жизни, как и хорошее, и мы не может его игнорировать. Парадоксально, но принятие негативных эмоций, разрешение себе чувствовать то, что мы чувствуем, гораздо больше коррелирует со счастливой жизнью, и наоборот — игнорирование негативного лишь усиливает чувство несчастья.

Есть пара очень интересных исследований о том, как наши гены могут меняться в зависимости от того, что мы выносим по жизни. Например, учёные настойчиво знакомили крыс с запахом цветущей сакуры, а затем сразу подвергли их электрошоку. И вот у этих крыс запах цветущей сакуры стал ассоциироваться с потрясением и страхом. И их отпрыски, а потом и их отпрыски будут панически реагировать каждый раз, когда они почувствуют запах цветущей сакуры, даже если они никогда раньше не подвергались шоку. Эпигенетика такая...

Каковы последствия жизни с комплексом неполноценности?

Д.М.: Проблемы в отношениях с близкими, низкая самоэффективность, социальная изоляция, конфликтность и желание со всеми конкурировать, расстройства пищевого поведения, депрессия, панические атаки, тревожные расстройства, синдром самозванца...
Жизнь с комплексом неполноценности также может увеличить склонность к развитию расстройства сна. И, конечно, увеличивается вероятность возникновения суицидальных мыслей.

Многочисленные исследования показали, что в поиске способа побега от «комплекса неполноценности» люди часто обращаются к наркотикам, становятся зависимыми от алкоголя, чтобы хоть день прожить без самобичевания. Постоянное самобичевание и сравнивание себя с теми, кого мы возвели на пьедестал, могут привести к чувству депрессии. Если вы слишком беспокоитесь о том, чтобы не показаться некомпетентным по сравнению с коллегами, это может отвлекать от работы, что неумолимо приведёт к потере качества. А если всё время думать о том, как правильно отвечать на вопросы друзей и членов семьи, чтоб не попасть впросак, не показаться глупцом или инакомыслящим, проще вообще избегать социального взаимодействия с близкими.


«Быть человеком — значит обладать чувством неполноценности», — говорил всё тот же Альфред Адлер.
Но жизнь — это ведь приключение. И начинается оно тогда, когда есть силы скинуть с себя балласт комплексов и чьих-то ожиданий.

 

ИСТОЧНИК: BEAUTY CLOUD 

 

 

Список мест продаж журнала Beauty Cloud: www.presesserviss.lv

Удобней подписаться! Присылайте слово «Подписка» на электронную почту info@3ade.lv и мы с Вами свяжемся!

Фото: Santa Seitamaa/Unsplash

Комментарии